Когда в ответственных кругах начинается разговор
о системе взаимоотношений "подросток-
труд", то обязательно всплывает предельно
растиражированная и заштампованная фраза
"трудовое воспитание". Но если
в былые, дореформенные времена, за этой фразой
действительно скрывалось определенное социальное
наполнение, обоснованное и подкрепленное
государственной воспитательной стратегией
пролетарского общества, то ныне, к сожалению,
за словами больше формы, чем содержания.
Мы, объективно, живем в условиях капиталистического
общества с очень низким уровнем социальной
защищенности населения, высоким уровнем реальной
( но не официальной) безработицы и, главное,
болезненно- искаженной системой ценностных
отношений к труду. Психолог и философ Эрик
Фром писал, в свое время, что степень перспективности
общества зависит от степени отношений его
членов к реальному труду. Реальный труд-
это создание материальных ценностей, сфера
производства, работа в поле, на заводе и
т.д. По сведениям же социологов, только 4
% выпускников средней школы связывает свое
будущее с работой в сфере производства. Рабочие
профессии предельно непопулярны в молодежной
среде и, зачастую, необходимость работать
на заводе воспринимается как крах жизненных
перспектив.
С другой стороны, в условиях нашего общества
труд приобретает эгоистические черты. Работать
на себя - центральная жизненная установка.
Но труд - понятие общественной. Человек должен,
работая, осознавать и ценить значение своего
труда для окружающих людей.
Исходя из этих посылов, естественно, вытекает
главное наполнение понятия "трудовое
воспитание": раскрытие для молодого
человека значимости материального труда и
формирование социально значимого отношения
к нему. Это, с нашей точки зрения, выражается
в следующих позициях:
- осознанного отношения к труду как главному
и единственному источнику благосостояния;
- определение труда как социально значимого
процесса;
- повышение степени самореализации личности
через труд;
- развитие и пропаганда идей коллективизма;
- ориентация взглядов молодых людей на трудовую
деятельность как на единственную движущую
силу исторического процесса.
|
Наиэффективнейшей формой воспитания такого
отношения к труду является волонтерская работа.
Человек делает общественно- значимую работу
не требуя за нее материального вознаграждения.
Это труд тех, кто без какого-либо указания
начальства, без принуждения, без материальной
заинтересованности, ухаживает за стариками
и больными, воспитывает трудных подростков,
очищает и облагораживает улицы
Важнейшей движущей силой для людей, занимавшихся
благотворительностью, были и есть их чувство
морального долга и стремление делать добро.
У определенного количества людей эти свойства
присутствуют почти генетически. Но в большинстве
их нужно развивать. Если же этого не будет,
то общество элементарно разрушится. К подобным
формам труда людей необходимо подводить постепенно.
Хотя бы через реализацию принципа: большие
дела за малые деньги.
Через вовлечение в добровольчество молодежь
можно попытаться преодолеть многие негативные
явления, научив человека быть добрым и милосердным.
Звучит, конечно, несколько идеалистически
"научить быть добрым" Но ведь смогли
же грамотные специалисты "с другого
берега" научить целую страну быть жестокой,
беспощадной друг к другу, вороватой и т.д.
Российское общество уже потеряло несколько
поколений, поселив в сердцах молодежи чуждые
нашей ментальности идеалы. Как тут не вспомнить
великие стихи великого русского поэта Василия
Федорова:
Все испытав, мы знаем сами,
Что в дни психических атак
Сердца, не занятые нами,
Не мешкая, займет наш враг.
Займет, сведя все те же счеты
Займет, засядет,
Нас разя…
Сердца!
Да это же высоты,
Которых отдавать нельзя. |
Не будучи голословными, мы можем утверждать,
что имеем достаточный опыт коррекции детских
душ через вовлечение в добровольческую работу
и привития идей милосердия.
Предлагаемая программа" Социализация несовершеннолетних граждан
через вовлечение их в благотворительно волонтерскую
деятельность в период нахождения в летнем
пришкольном трудовом лагере - "Радуга
над "Островом милосердия" - попытка частично решить эту проблему.
Основной алгоритм программы: предоставить
молодому человеку возможность заработать
деньги на условиях выполнения им социально-
значимой и благотворительной деятельности..
Каникулярное время - лучшая пора для трудовой
и добровольческой деятельности. В свободное
от учебы время молодой человек может не только
заработать некоторые средства для реализации
своих материальных потребностей, но и ознакомиться
с навыками добровольчества, понять вкус и
значимость такого прекрасного слова как "МИЛОСЕРДИЕ", принять идеологию добровольчества, как
основную идеологию жизни. В наше время доброте
нужно учиться, а периодически к доброте и
принуждать, хоть бы и материально.
|